Работа Левенко М.

Радумльская средняя школа

(сайт с 1 сентября 2014 года не обновляется)  перейти на главную

 

Творческая работа ученицы 11 класса Левенко Марии

Творческие работы школьников>>Творческая работа Левенко Марии

 

  

Творческая работа

«Страницы истории славянской письменности» 

ученицы 11 класса Левенко Марии.

 

     Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.

     Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.

     Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

     Вначале появилось картинное письмо - пиктография : какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков - идеография, иероглифы, и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия -звуковое письмо. Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками - слоговое письмо. Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикиян.

     Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита. Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником.    Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения.

     Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы знаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город Салоники на берегу Эгейского моря в Греции. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Их отец занимал высокий пост помощника управителя города, мать их была славянкой, братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как греческий. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и ещё не достигнув 15 лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви 4 века - Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого учёного Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочёл удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.

     Вся жизнь Константина была наполнена трудными испытаниями и напряжённой работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своём деле — распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобой, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около 200 обученных им священников - славян.

От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси — "Повести временных лет" — мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: "Земля наша

 ___________ крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их".

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев — Кирилла и Мефодия и "уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие".

     Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. «И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своём языке».

Чтобы защитить славянские письмена, братья Кирилл и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: "Да исполнится слово Писания: "Пусть восхвалят Бога все народы!" То есть, пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке". Так он утвердил Богослужение на славянском языке.

Кроме Священного Писания, Константин, а потом и Мефодий переводили богослужебные книги, в которых должны отображаться особенности произнесения текста нараспев или его пения. Греческий литературный язык имел к этому времени более чем тысячелетнюю традицию. И создать такой инструмент славянской письменности, который бы передавал все литературные тонкости греческих оригиналов, словарное богатство, разнообразие стилей, - это воистину задача не для одного человека и не на одно столетие.

     С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии - продолжатели дела Кирилла и Мефодия. Азбука употребляемая в современном церковно-славянском языке называется кириллицей в память святого Кирилла (Константина).

     Славянский книжный язык или старославянский получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне - болгары, сербы, хорваты, западные славяне - чехи, словаки, восточные славяне - украинцы, белорусы, русские.

     В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности "славянских стран учителям... "

 


                                         

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»